Передачи зубчатые турбин и компрессорных машин. Технические требования. Методы контроляГОСТ 8889-88 ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ТУРБИН И КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН Технические требования. Методы контроля Gears of turbines and compressor machines. Technical requirements. Control methods
Дата введения с 01.01.91 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР Г.Д.Швецова, канд. техн. наук; В.Г.Кусонский 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 08.12.88 N 3996 3. Срок проверки - 1998 г., периодичность проверки - 10 лет 4. ВЗАМЕН ГОСТ 8889-77 5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Общие требования 1.1.1. В зависимости от назначения передачи следует выполнять по 3, 4 и 5-й степеням точности ГОСТ 1643 в соответствии с требованиями настоящего стандарта. 1. Степень точности передачи определяют по элементу зубчатой передачи (шестерне, колесу или корпусу) с худшими показателями. 2. Для нерабочих боковых поверхностей зубьев или поверхностей, работающих ограниченное время при пониженных скоростях и нагрузках, допускается снижать точность, но не более чем на 2 степени по ГОСТ 1643. 3. Допускается комбинирование степеней точности, при этом кинематическая точность передачи может быть понижена по сравнению с точностью по нормам плавности работы и контакта зубьев, но не более чем на 1 степень. 1.1.2. Зубчатые колеса, их ободья и зубчатые венцы следует изготовлять из легированных и конструкционных сталей по ГОСТ 4543. Зерно стали не должно быть крупнее N 5 по ГОСТ 5639. 1.1.3. Требования к поковкам - по ГОСТ 8479. 1.1.4. При поверхностном упрочнении зубьев толщину, структуру и твердость упрочненного слоя, а также твердость сердцевины следует устанавливать рабочими чертежами. 1.1.5. Зубчатые колеса должны быть подвергнуты динамической балансировке в соответствии с требованиями ГОСТ 22061*, класс точности балансировки не ниже 3-го. Предельное значение динамического усилия от неуравновешенной массы при максимальной рабочей скорости вращения зубчатых колес на каждой опоре - не более 3% расчетного значения статической реакции опоры. Таблица 1 1.2. Параметры зубьев 1.2.1. Форма и размеры зубьев нормального номинального исходного контура зубчатых колес должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.2.
1. Допускается применять исходный контур с углом профиля и толщиной зуба, отличными от указанных в табл.2. 2. Допускаемые отклонения формы впадины зубчатых колес в зависимости от способа их обработки следует устанавливать рабочими чертежами. 3. Для зубчатых колес со шлифованными или шевингованными зубьями в чертежах должны быть указаны размеры, определяющие нижнюю точку шлифованной (шевингованной) части профиля зуба. Не допускаются продольные риски на переходной поверхности зуба, а также уступы в местах перехода шлифованной (шевингованной) части профиля на нешлифованную (нешевингованную), вызывающие концентрацию изгибных напряжений. 1.2.2. Высоту модификации профиля головки зуба и глубину модификации следует устанавливать рабочими чертежами. При этом высота модификации должна быть не более 0,4. 1.2.3. На переходной кривой ножки зуба исходного контура допускается прямолинейный участок, параллельный делительной прямой шириной не более 0,125. 1.2.4. Коэффициент осевого перекрытия в зубчатых зацеплениях должен быть не менее 1,25 при 3 и 4-й степенях точности передач и 1,5 - при 5-й степени. Для улучшения виброакустических характеристик зубчатых передач рекомендуется 3-4. 1.2.5. Для компенсации деформаций шестерен и обеспечения необходимой полноты контакта по длине зубьев под рабочей нагрузкой, а также для исключения концентрации нагрузки у торцов зубчатых колес допускается выполнять зубья с отклонениями угла наклона линий зубьев и с модификацией у торцов. 1.3. Точность заготовок зубчатых колес и шероховатость поверхности 1.3.1. На краях внешних торцов заготовок шестерен и колес рекомендуется предусматривать контрольные цилиндрические поверхности в виде выступающих буртов или выточек в соответствии с черт.2 или в другом конструктивном исполнении.
1.3.2. Вместо буртов в качестве контрольных поверхностей допускается использовать: поверхности шеек, поверхности вершин зубьев, а для сателлитов планетарных передач - поверхность отверстия под ось. 1.3.3. Поля допусков диаметров шеек колес и шестерен следует устанавливать h6 по ГОСТ 24347, поля допусков диаметров поверхностей внутренних расточек сателлитов - Н7 по ГОСТ 24347. 1.3.4. Допуски круглости и цилиндричности шеек зубчатых колес и поверхностей внутренних расточек сателлитов не должны превышать половины значения допуска на радиальное биение зубчатого венца по ГОСТ 1643. 1.3.5. Допуск соосности шеек в диаметральном выражении, а также разность диаметров шеек колес и шестерен, мкм, не должны превышать значений , но не более 25 мкм,
1.3.6. Поля допусков диаметров вершин зубьев при использовании их в качестве измерительных баз следует устанавливать в соответствии с табл.3. Таблица 3
1.3.7. Радиальное биение контрольных поверхностей (буртов и поверхности вершин зубьев при использовании ее в качестве из мерительной или технологической базы) относительно базовых поверхностей (шеек или отверстий сателлитов), а также допуски круглости и цилиндричности этих поверхностей не должны превышать половины значения допуска на радиальное биение зубчатого венца по ГОСТ 1643. 1.3.8. Биение технологических базовых торцов не должно превышать мкм, но не более 40 мкм,
- ширина полушеврона, мм. 1.3.9. Параметры шероховатости поверхностей внутренних расточек сателлитов - 0,63 мкм, рабочих шеек зубчатых колес - 0,32 мкм при окружной скорости шейки вала 30 м/с и более и 0,63 мкм - менее 30 м/с, а контрольных буртов - 1,25 мкм и поверхностей вершин зубьев и технологических базовых торцов - 2,5 мкм по ГОСТ 2789. 1.4. Точность установки заготовок зубчатых колес на зубообрабатывающих станках 1.4.1. Радиальное биение установленной на станке заготовки в плоскостях любого контрольного бурта (или пояска) заготовки с учетом действительного собственного биения бурта относительно шеек должно быть не более 75% значения допуска на радиальное биение зубчатого венца, но не более следующих значений: 20 мкм - при диаметре колеса до 2000 мм; 30 мкм " " " свыше 2000 мм. 1.4.2. Разность радиальных биений верхней и нижней контрольной поверхности не должна превышать половины значения допуска на радиальное биение зубчатого венца. 1.4.3. Угол между направлениями радиальных биений контрольных буртов (или поясков), расстояние между которыми более диаметра зубчатого венца, не должен превышать 60°. 1.5. Точность зубчатых колес и передач и шероховатость зубьев 1.5.1. При оценке точности зубчатых передач в соответствии с требованиями ГОСТ 1643 предпочтение следует отдавать функциональным показателям: кинематической погрешности передачи , циклическим погрешностям передачи и циклическим погрешностям зубцовой частоты в передаче и оценке суммарного пятна контакта по высоте и длине зубьев. 1.5.2. В качестве показателей кинематической точности зубчатых колес, жестко сидящих на валах с неподвижными осями, принимают погрешность обката и радиальное биение зубчатого венца . Допуски на указанные погрешности - по ГОСТ 1643. 1.5.3. Показателем кинематической точности самоустанавливающихся зубчатых колес планетарных передач является погрешность обката, за которую принимают погрешность обката зубообрабатывающего станка после исключения из нее первой гармонической составляющей с периодом, равным одному обороту его планшайбы. При этом удвоенная амплитуда исключенной из погрешности обката первой гармонической составляющей в сумме с действительным биением поверхностей вращения относительно зубчатого венца не должна превышать значений, указанных в табл.1. 1.5.4. У шевронных зубчатых колес наибольшая алгебраическая разность текущих значений положений исходного контура и наибольшая алгебраическая разность текущих значений погрешностей обката для одноименных боковых поверхностей зубьев двух полушевронов в любом общем для них осевом сечении не должны превышать допусков на радиальное биение зубчатого венца и погрешности обката соответственно. 1.5.5. При зубофрезеровании или зубошлифовании по методу обката с применением доводочных операций зубошевингования и притирки или без применения последних в качестве показателей плавности работы принимают циклические погрешности зубчатых колес и циклические погрешности зубцовой частоты . 1.5.6. В качестве показателя контакта зубьев принимают суммарное пятно контакта зубьев передачи в собственном корпусе. , (1)
1.5.7. Для обеспечения получения необходимых размеров суммарного пятна контакта по длине зубьев и равномерности распределения нагрузки по рабочей ширине зубчатых колес рекомендуется в крупногабаритных турбинных зубчатых передачах устанавливать подшипники с регулируемыми вкладышами. 1.5.8. Параметр шероховатости активных боковых поверхностей зубьев зубчатых колес по ГОСТ 2789 - 1,25 мкм. 1.6. Взаимное расположение зубчатых колес, жесткость венцов 1.6.1. Предельные отклонения межосевых расстояний зубчатых передач редукторов переборного типа, а также предельные отклонения расстояний между осями сателлитов планетарных передач не должны превышать значений , установленных для сопряжений вида по ГОСТ 1643. 1.6.2. Гарантированный боковой зазор в зубчатых передачах определен параметрами исходного нормального контура, приведенными в табл.2. ; (2)
. (3) 1.6.3. Вид допуска на толщину зубьев - по ГОСТ 1643. 1.6.4. Допуск на разность действительных толщин зубьев у комплекта сателлитов планетарных передач вида и значение его - по ГОСТ 1643. 1.6.5. Метод определения жесткости зубчатых венцов самоустанавливающихся элементов планетарных передач приведен в приложении 3. 1.7. Требования к зубообрабатывающему оборудованию 2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ2.1. Методы контроля заготовок 2.1.1. Размеры диаметров вершин зубьев следует проверять на заготовках шестерен и колес в 2 поперечных сечениях каждого полушеврона, отстоящих от торцов на расстоянии 3 модулей, и по 3 равноотстоящим друг от друга осевым сечениям. 2.1.2. Радиальное биение поверхности вершин зубьев заготовки по контрольным сечениям и контрольных буртов определяют как разность одновременных показаний индикаторов, установленных в одной осевой плоскости заготовки на шейке и поверхности вершин или на шейке и поверхности контрольного бурта. 2.1.3. Биение базового торца заготовки определяют как наибольшую алгебраическую полуразность одновременных показаний 2 индикаторов, установленных в диаметрально противоположных точках торца заготовки, положенной шейками вала в призмы. Осевые перемещения заготовки должны быть ограничены. 2.2. Методы контроля зубчатых колес и передач 2.2.1. Кинематический контроль зубчатой передачи по функциональным показателям , и осуществляют на специальных стендах, обеспечивающих нагружение, достаточное для силового замыкания зубьев (передачи с фиксированными осями зубчатых колес), и необходимую ориентацию самоустанавливающихся элементов (планетарные передачи), а также вращение зубчатых элементов передачи с регулируемыми малыми скоростями. Стенды должны быть оснащены встроенными в них прецизионными кинематомерами и устройствами для анализа спектра кинематической погрешности. 2.2.2. Радиальное биение зубчатых венцов шестерен, колес и сателлитов планетарных передач контролируют на зубообрабатывающих станках, осуществляющих окончательную механическую обработку зубьев, или на технологическом стенде. В качестве базы при измерениях радиального биения зубчатых венцов колес, шестерен и сателлитов следует использовать шейки валов или контрольные пояски (бурты), а также цилиндрические поверхности посадочных отверстий сателлита. Контроль радиального биения проводят по кольцевым поясам на расстоянии 3 от каждого края каждого полушеврона не менее чем в 12 точках, равномерно расположенных по окружности. 2.2.3. Контроль взаимного радиального биения всех поверхностей вращения и всех зубчатых венцов центральных самоустанавливающихся элементов планетарных передач должен включать в себя 2 последовательных измерения: 2.2.4. Погрешность обката разрешается контролировать периодически косвенно, т.е. путем определения погрешности кинематической цепи обката - деления зубообрабатывающего станка. , (4)
2.2.5. Наибольшую алгебраическую разность текущих значений погрешностей обката шевронного зубчатого колеса для одноименных боковых поверхностей зубьев двух полушевронов в общем для них осевом сечении допускается оценивать как наибольшую алгебраическую разность значений погрешностей обката зубофрезерного станка, измеренных при обоих направлениях вращения стола в одних и тех же его угловых положениях. 2.2.6. Циклические погрешности зубчатых колес и циклические погрешности зубцовой частоты зубчатых колес оценивают: 2.2.7. За значение циклической погрешности зубчатого колеса (), мкм, после зубофрезерования или зубошлифования по методу обката принимают значение, определяемое по формуле , (5)
, (6)
, (7)
. (8) 2.2.8. За значение циклической погрешности зубчатого колеса (), мкм, после шевингования, а также (), мкм, и (), мкм, после притирки принимают значение, определяемое по формуле , (9)
; (10)
. (11) 2.2.9. Циклическую погрешность определяют не менее чем на 3 соседних зубьях в 3 секторах, равномерно расположенных по окружности на каждом полушевроне. 2.2.10. Контроль циклической погрешности зубчатого колеса после шевингования или притирки допускается не проводить, если значение циклической погрешности, определенное по формуле (5) или (7), будет меньше допускаемого по ГОСТ 1643. 2.2.11. Прямой кинематический контроль зубчатых передач можно заменять косвенным вибрационным контролем (сплошным или выборочным) с определением вибрационных характеристик по всему звуковому и инфразвуковому диапазону частот. 1. Диапазон частот при контроле вибраций устанавливает конструктор исходя из возможного спектра возбуждения зубчатой передачи. 2. Допускается проводить виброконтроль при нагрузках, меньших рабочих, но достаточных для обеспечения силового замыкания зубьев, если не предъявляют особых требований к виброакустическим показателям. 2.2.12. Суммарное пятно контакта сопряженных зубчатых колес следует определять в собранной передаче после обкатки ее в собственном корпусе под рабочей нагрузкой по следам контакта на боковых поверхностях зубьев, определяемым по натирам или по снятому слою омедненной поверхности, нанесенного лакового покрытия и т.д. 2.2.13. Промежуточный контроль пятна контакта зубьев зубчатой пары или зубчатого колеса с внутренними зубьями (эпицикла) с измерительным колесом осуществляют на технологическом стенде или в собственном корпусе при малых скоростях и нагрузках, обеспечивающих постоянное контактирование рабочих профилей зубьев. 2.2.14. В планетарных передачах за суммарное пятно контакта зубьев эпицикла и солнечной шестерни в зацеплении с сателлитами принимают следы прилегания зубьев комплекта сателлитов на эпицикле и солнечной шестерне, а за суммарное пятно контакта сателлитов в зацеплении с эпициклом и солнечной шестерней принимают следы прилегания зубьев эпицикла и солнечной шестерни на сателлите. 2.2.15. Для крупногабаритных (относительно податливых) турбинных зубчатых передач вместо суммарного пятна контакта рекомендуется определять неравномерность деформации зубьев по их длине при работе передачи под полной нагрузкой. 2.2.16. Контроль толщины зубьев (дополнительного смещения исходного контура) проводят в 2 поперечных сечениях каждого полушеврона, отстоящих от торцов на расстоянии 3 , на 3 зубьях, равномерно расположенных по окружностям каждого зубчатого венца. , (12)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ СТЕПЕНЕЙ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ФОРМА МОДИФИЦИРОВАННОГО УЧАСТКА ПРОФИЛЯ ГОЛОВКИ ЗУБА НОРМАЛЬНОГО НОМИНАЛЬНОГО ИСХОДНОГО КОНТУРА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С УГЛОМ ПРОФИЛЯ "альфа"=20°
Таблица 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ ВЕНЦОВ САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ
, (13)
Таблица 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТА ПРИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ШЕСТЕРЕН И КОЛЕС
1. Механическую обработку зубьев следует проводить на станках, установленных в отдельных помещениях с соблюдением правил виброизоляции. Температура воздуха в помещении должна быть (20±0,5) °С. 2. Не допускается использовать зубообрабатывающие станки, не проверенные на геометрическую и кинематическую точность. 3. Технологическая точность зуборезных станков, используемых при изготовлении шестерен и колес, должна быть достаточной для обеспечения кинематической точности изделий в соответствии с заданной степенью их точности. 4. Предельные значения геометрических погрешностей и циклических погрешностей обката зубообрабатывающих станков, при которых последние могут быть использованы для обработки шестерен и колес, устанавливает предприятие-поставщик с учетом точностных возможностей применяемых им доводочных операций. 5. Для обеспечения требуемых относительных размеров пятна контакта зубьев рекомендуется применять одностороннее шевингование и непродолжительную притирку в паре, не приводящую к появлению заметной волнистости винтовых линий зубьев, соответствующей циклическим погрешностям зубцовой частоты. 6. Режимы притирки (угловые скорости притираемых элементов передачи и тормозной момент) должны с 3-кратным запасом обеспечивать отсутствие размыкания зубьев. 7. В приводе притирочного стенда не должно быть элементов, которые могут давать ритмичные толчки, кинематическая связь зубчатых передач привода с притираемой передачей не должна быть жесткой. 8. Зубообрабатывающий инструмент (червячные фрезы и шеверы), используемый для обработки шестерен и колес, должен соответствовать требованиям нормативно-технической документации. 9. Не допускается использовать шевера с числом зубьев, кратным числу зубьев шевингуемого зубчатого колеса или имеющим с ним общие множители.
|
|