1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
| - теплоотводящая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении;
|
| - площадь контактного участка;
|
| - относительная площадь контактного участка;
|
| - площадь смазочного кармана;
|
| - площадь поперечного сечения;
|
| - расстояние, ускорение, температуропроводность;
|
| - расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;
|
| - относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;
|
| - смещение опоры подшипника;
|
| - (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливающегося сегмента;
|
| - относительная ширина, коэффициент ширины;
|
| - наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси;
|
| - суммарная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения;
|
| - ширина выпускного отверстия по оси;
|
| - ширина выпускного отверстия по окружности;
|
| - ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки;
|
| - ширина смазочного кармана;
|
| - номинальный зазор, концентрация, фаска;
|
| - относительный зазор подшипника скольжения (также );
|
| - разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника;
|
| - зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием радиального подшипника скольжения и диаметром вала);
|
| - среднее значение ;
|
| - эффективный диаметральный зазор подшипника;
|
| - максимальное значение ;
|
| - минимальное значение ;
|
| - интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения;
|
| - максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения;
|
| - минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения;
|
| - радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника скольжения и радиусом вала);
|
| - среднее значение ;
|
| - эффективный радиальный зазор подшипника;
|
| - максимальное значение ;
|
| - минимальное значение ;
|
| - глубина клина многосегментного упорного подшипника ("зазор в упорном подшипнике");
|
| - удельная теплоемкость, коэффициент жесткости;
|
| - жесткость при изгибе вала;
|
| - удельная теплоемкость (с -константой);
|
| - номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения, средний диаметр опорного кольца упорного подшипника);
|
| - двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанавливающемся сегментном радиальном подшипнике скольжения;
|
| - максимальное значение ;
|
| - минимальное значение ;
|
| - диаметр корпуса подшипника;
|
| - внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника;
|
| - диаметр вала;
|
| - максимальное значение ;
|
| - минимальное значение ;
|
| - наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника;
|
| - диаметр, коэффициент демпфирования;
|
| - диаметр капилляров;
|
| - диаметр смазочного отверстия;
|
| - модуль упругости;
|
| - параметр (характеристика) упругости;
|
| - модуль упругости подшипникового материала;
|
| - модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения);
|
| - результирующий модуль упругости;
|
| - эксцентриситет (эксцентриситет между осями вала и подшипника);
|
| - относительный эксцентриситет (также );
|
| - эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения;
|
| - эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения;
|
| - нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка);
|
| - параметр нагрузки на подшипник;
|
| - нагрузка на подшипник (с влиянием упругогидродинамики EHD);
|
| - параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD);
|
| - нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке;
|
| - параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке;
|
| - эффективный параметр нагрузки на подшипник;
|
| - сила трения;
|
| - параметр силы трения;
|
| - нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения;
|
| - часть нагрузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина);
|
| - статическая нагрузка;
|
| - часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смещением вследствие сжатия (действие сжатия);
|
| - нагрузка на подшипник в начале движения ();
|
| - нагрузка на подшипник при остановке ();
|
| - нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке;
|
| - параметр нагрузки на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке;
|
| - коэффициент трения, функция;
|
| - параметр трения;
|
| - коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки);
|
| - коэффициент трения по минимальной кривой Стрибека;
|
| - коэффициент трения в твердой среде;
|
| - коэффициент трения при переходе к граничной смазке;
|
| - модуль сдвига;
|
| - ускорение за счет силы тяжести;
|
| - номинальная высота;
|
| - высота корпуса подшипника;
|
| - твердость по Бринеллю;
|
| - твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В;
|
| - твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С;
|
| - твердость по Виккерсу;
|
| - локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя);
|
| - относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя);
|
| - толщина смазочного слоя на входе;
|
| - толщина смазочного слоя на выходе;
|
| - глубина смазочной канавки;
|
| - минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы;
|
| - минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы;
|
| - минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
|
| - минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
|
| - минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя);
|
| - относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя);
|
| - минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
|
| - относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
|
| - глубина смазочного кармана;
|
| - волнистость поверхности скольжения;
|
| - эффективная волнистость поверхности скольжения;
|
| - максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения;
|
| - локальная толщина смазочного слоя при ;
|
| - относительная локальная толщина смазочного слоя при ;
|
| - максимальная толщина смазочного слоя при ;
|
| - показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при ;
|
| - показатель степени износа;
|
| - коэффициент теплопередачи;
|
| - параметр теплопередачи;
|
| - коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь ),
|
| - коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой);
|
| - номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении;
|
| - длина корпуса подшипника под прямым углом к оси; |
| - длина осевого контактного участка;
|
| - длина окружного контактного участка;
|
| - длина капилляров;
|
| - длина смазочной канавки;
|
| - длина смазочного кармана;
|
| - длина клина;
|
| - момент, коэффициент смешивания;
|
| - момент нагружения;
|
| - момент трения;
|
| - масса;
|
| - частота вращения (обороты в единицу времени);
|
| - параметр частоты вращения;
|
| - частота вращения подшипника;
|
| - критическая частота вращения вала с жестким креплением;
|
| - частота вращения нагрузки на подшипник;
|
| - частота вращения вала;
|
| - максимально допустимая переходная частота вращения;
|
| - частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибека;
|
| - резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения;
|
| - переходная частота вращения;
|
| - мощность охлаждения, дополнительное охлаждение;
|
| - фрикционная способность;
|
| - сила подкачки;
|
| - скорость теплового потока;
|
| - скорость теплового потока в окружающей среде;
|
| - скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности;
|
| - скорость теплового потока в смазочном материале;
|
| - суммарная мощность ();
|
| - параметр суммарной мощности;
|
| - локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка;
|
| - удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади;
|
| - динамическая удельная нагрузка;
|
| - давление подачи смазки;
|
| - параметр давления подачи смазки;
|
| - максимально допустимое давление смазочного слоя;
|
| - максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник;
|
| - максимальное давление смазочного слоя;
|
| - параметр максимального давления смазочного слоя;
|
| - давление смазки в карманах;
|
| - статическая удельная нагрузка;
|
| - удельная нагрузка в начале движения ();
|
| - удельная нагрузка при остановке ();
|
| - расход смазочного материала, объемный расход;
|
| - параметр расхода смазочного материала;
|
| - расход охлажденной смазки;
|
| - расход смазочного материала при подаче под давлением;
|
| - параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением;
|
| - эталон расхода смазочного материала;
|
| - расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление);
|
| - параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление);
|
| - расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление);
|
| - параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление);
|
| - расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления;
|
| - параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления;
|
| - внутренний радиус радиального подшипника скольжения;
|
| - среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.;
|
| - среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника;
|
| - среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала;
|
| - радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения;
|
| - сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник);
|
| - радиус вала;
|
| - сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник);
|
| - сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник);
|
| - сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник);
|
| - средняя высота пика до впадины;
|
| - средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника;
|
| - средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала;
|
| - число Рейнольдса;
|
| - критическое число Рейнольдса;
|
| - повторяемость;
|
| - надежность в зависимости от граничной смазки из-за превышения нагрузки;
|
| - надежность в зависимости от граничной смазки при более низкой частоте вращения;
|
| - число Зоммерфельда;
|
| - число Зоммерфельда (вращение);
|
| - число Зоммерфельда (смещение вследствие сжатия);
|
| - число Зоммерфельда при переходе в граничную смазку;
|
| -толщина стенки;
|
| - амплитуда смещения вибрации ротора при резонансе;
|
| - температура;
|
| - температура окружающей среды;
|
| - температура подшипника;
|
| - эффективная температура смазочного материала;
|
| - температура смазки на входе в подшипник;
|
| - температура смазки на выходе из подшипника;
|
| - температура стеклования (пластические испытания);
|
| - температура вала;
|
| - температура смазки;
|
| - максимально допустимая температура подшипника;
|
| - температура смазки в карманах;
|
| - температура смазки на выходе из зазора подшипника;
|
| - время;
|
| - окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника);
|
| - окружная скорость подшипника;
|
| - окружная скорость вала;
|
| - максимально допустимая переходная окружная скорость;
|
| - средняя скорость потока при предварительном ограничителе гидростатического подшипника;
|
| - переходная окружная скорость;
|
| - составляющая скорости в -направлении, деформация в -направлении, погрешность измерения;
|