Подшипники качения. Общие технические условия ГОСТ 520-2002 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ Общие технические условия Rolling bearings. General specifications
Дата введения 2003-07-01 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН ОАО "ВНИПП", ВНИИНМАШ, МТК 307 "Подшипники качения" и Рабочей группой МТК 307/РГ-1 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 4 от 12 апреля 2002 г., по переписке)
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст Международных стандартов ИСО 492-94 "Подшипники качения. Радиальные подшипники. Допуски" и ИСО 199-97 "Подшипники качения. Упорные подшипники. Допуски" и содержит дополнительные требования (разделы 8-14), отражающие потребности экономики страны 4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 декабря 2002 г. N 460-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (ИСО 492-94, ИСО 199-97) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 520-89 1 Область применения1 Область применения
2 Нормативные ссылки
___________________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.71-99. 3 Определения
3.1 Общие положения 3.1.1 измерительное усилие: Усилие, прилагаемое наконечником индикатора или самописца к измеряемой поверхности. 3.1.2 измерительная нагрузка: Усилие извне, прилагаемое к испытуемому образцу при проведении измерения. 3.2 Подшипники и типоразмеры подшипников 3.2.1 открытый подшипник качения: Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб. 3.2.2 закрытый подшипник качения: Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой. 3.2.3 самолетный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в самолетах, в том числе в системах управления. 3.2.4 приборный прецизионный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах. 3.2.5 сдвоенный подшипник: Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник. 3.2.6 комплектный подшипник качения: Один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников. 3.2.7 подузел подшипника: Кольцо подшипника с телами качения или без них, или с сепаратором и телами качения, или тела качения с сепаратором в сборе, которые могут быть свободно отделены от подшипника. 3.2.8 базовый типоразмер подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189 (например, 205, 7609). 3.2.9 модификация базового типоразмера подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции (сепаратора и др.) и определяемый в условном обозначении дополнительными знаками (например, 205К, 1000802Л). 3.3 Оси, направления, плоскости, положения и поверхности 3.3.1 ось подшипника: Теоретическая ось вращения подшипника качения. 3.3.2 ось внутреннего кольца: Ось цилиндра или конуса, вписанного соответственно в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего кольца. 3.3.3 ось наружного кольца: Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного кольца. 3.3.4 базовый торец кольца: Торец, спроектированный изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений. 1 Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу. 2 Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, им, в основном, является широкий торец. 3 Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки. 3.3.5 радиальная плоскость: Плоскость, перпендикулярная к оси. 3.3.6 радиальное направление: Направление, пересекающее ось в радиальной плоскости. 3.3.7 осевая плоскость: Плоскость, содержащая ось. 3.3.8 осевое направление: Направление, параллельное оси. 3.3.9 монтажная поверхность: Поверхность отверстия внутреннего (тугого) кольца, наружная поверхность наружного (свободного) кольца, поверхность базового торца. 3.3.10 единичная плоскость: Любая радиальная или осевая плоскость, в которой могут проводиться измерения. 3.3.11 упорный борт на наружном кольце: Борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки. 3.3.12 опорный торец упорного борта: Поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая нагрузку. 3.3.13 единичный размер: Любое отдельное расстояние, измеренное между любыми двумя противоположными точками (например, диаметр, ширина и т.д.). 3.3.14 действительный размер: Размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.). 3.3.15 цилиндр: Поверхность вращения, образованная прямой линией, параллельной ее оси. 3.3.16 конус: Поверхность вращения, образованная прямой линией, пересекающей ось. 3.3.17 диаметр контакта дорожки качения: Диаметр окружности, проходящей через номинальные точки контакта на дорожке качения. 3.3.18 середина дорожки качения: Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая посередине между двумя кромками дорожки качения. 3.4 Основные размеры Примечание - Непостоянства диаметров (ширин) и средние диаметры (ширины), определяемые в этом разделе, являются разностью и среднеарифметическими значениями действительных наибольшего и наименьшего единичных размеров, а не допустимых предельных значений единичных размеров. Пояснения, касающиеся допусков на размеры диаметров, даны в приложении А. 3.4.1 Диаметр отверстия 3.4.1.1 номинальный диаметр отверстия : Диаметр цилиндра, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном, конического отверстия. 3.4.1.2 единичный диаметр отверстия : Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия любой радиальной плоскостью. 3.4.1.3 единичный диаметр отверстия в единичной плоскости : Единичный диаметр отверстия, относящийся к конкретной радиальной плоскости. 3.4.1.4 отклонение единичного диаметра отверстия : Разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия . 3.4.1.5 непостоянство диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) : Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия отдельного кольца . 3.4.1.6 средний диаметр отверстия (в основном цилиндрического отверстия) : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия отдельного кольца . 3.4.1.7 отклонение среднего диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) : Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия . 3.4.1.8 средний диаметр отверстия в единичной плоскости : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия в единичной радиальной плоскости . 3.4.1.9 отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости : Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости . 3.4.1.10 непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости : Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости . 3.4.1.11 непостоянство среднего диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) : Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца . 3.4.1.12 номинальный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) : Диаметр теоретического цилиндра, вписанного внутрь всех тел качения. 3.4.1.13 единичный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) : Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, вписанного в комплект тел качения, и радиальной плоскости. 3.4.1.14 наименьший единичный диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) : Наименьший из единичных диаметров отверстия комплекта тел качения. 3.4.1.15 средний диаметр отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия комплекта тел качения . 3.4.1.16 отклонение среднего диаметра отверстия комплекта тел качения (радиальный подшипник без внутреннего кольца) : Разность между средним и номинальным диаметрами отверстия комплекта тел качения . 3.4.2 Наружный диаметр 3.4.2.1 номинальный наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Диаметр цилиндра, содержащий теоретическую наружную поверхность. 3.4.2.2 единичный наружный диаметр : Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной наружной поверхности радиальной плоскостью. 3.4.2.3 единичный наружный диаметр в единичной плоскости : Единичный наружный диаметр, относящийся к конкретной радиальной плоскости. 3.4.2.4 отклонение единичного диаметра наружного отверстия (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Разность между единичным и номинальным наружными диаметрами . 3.4.2.5 непостоянство наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами отдельного кольца . 3.4.2.6 средний наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров отдельного кольца . 3.4.2.7 отклонение среднего наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Разность между средним и номинальным наружными диаметрами . 3.4.2.8 средний наружный диаметр в единичной плоскости : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров в единичной радиальной плоскости . 3.4.2.9 отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Разность между средним и номинальным наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости . 3.4.2.10 непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости : Разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости . 3.4.1.11 непостоянство среднего наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) : Разность между наибольшим и наименьшим средними наружными диаметрами в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца . 3.4.1.12 номинальный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) : Диаметр теоретического цилиндра, описанного вокруг всех тел качения. 3.4.2.13 единичный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) : Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения огибающего профиля, описанного вокруг комплекта тел качения, и радиальной плоскостью. 3.4.2.14 наибольший единичный наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) : Наибольший из единичных наружных диаметров комплекта тел качения. 3.4.2.15 средний наружный диаметр комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) : Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров комплекта тел качения . 3.4.2.16 отклонение среднего наружного диаметра комплекта тел качения (радиальный подшипник без наружного кольца) : Разность между средним и номинальным наружными диаметрами комплекта тел качения . 3.4.3 Ширина и высота 3.4.3.1 номинальная ширина кольца (внутреннее кольцо) или (наружное кольцо): Расстояние между двумя теоретическими торцевыми поверхностями кольца. 3.4.3.2 единичная ширина кольца или : Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца. 3.4.3.3 отклонение единичной ширины кольца или : Разность между единичной и номинальной ширинами кольца или . 3.4.3.4 непостоянство ширины кольца или : Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца или . 3.4.3.5 средняя ширина кольца или : Среднеарифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин отдельного кольца или . 3.4.3.6 номинальная ширина упорного борта наружного кольца : Расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца. 3.4.3.7 единичная ширина упорного борта наружного кольца : Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта. 3.4.3.8 отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца : Разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца . 3.4.3.9 непостоянство ширины упорного борта наружного кольца : Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного кольца . 3.4.3.10 номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников , или : Расстояние между двумя теоретическими торцами кольца, предназначенными для ограничения ширины подшипника. 3.4.3.11 действительная ширина (монтажная высота) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) : Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, предназначенным для ограничения ширины подшипника. 3.4.3.12 отклонение действительной ширины (монтажной высоты) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) : Разность между действительной и номинальной ширинами подшипника . 3.4.3.13 номинальная высота упорного и упорно-радиального подшипников : Расстояние между двумя широкими теоретическими торцами колец, предназначенными для ограничения высоты подшипника. 3.4.3.14 действительная высота упорного и упорно-радиального подшипников : Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным широким торцам колец, предназначенными для ограничения высоты подшипника. 3.4.3.15 отклонение действительной высоты упорного и упорно-радиального подшипников : Разность между действительной и номинальной высотами подшипника . 3.4.3.16 номинальная монтажная высота внутреннего подузла (конического роликового подшипника) : Расстояние между широким теоретическим торцом внутреннего подузла и теоретическим базовым торцом эталонного наружного кольца. 3.4.3.17 действительная монтажная высота внутреннего подузла (конического роликового подшипника) : Расстояние между точками пересечения оси внутреннего подузла с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к базовому торцу эталонного наружного кольца. 3.4.3.18 отклонение действительной монтажной высоты внутреннего подузла (конического роликового подшипника) : Разность между действительной и номинальной монтажными высотами внутреннего подузла . 3.4.3.19 номинальная монтажная высота наружного кольца (конического роликового подшипника) : Расстояние между широким теоретическим торцом наружного кольца и теоретическим базовым торцом эталонного внутреннего подузла. 3.4.3.20 действительная монтажная высота наружного кольца (конического роликового подшипника) : Расстояние между точками пересечения оси наружного кольца с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца, а другая является касательной к базовому торцу эталонного внутреннего подузла. 3.4.3.21 отклонение действительной монтажной высоты наружного кольца (конического роликового подшипника) : Разность между действительной и номинальной монтажными высотами наружного кольца . 3.4.4 Размер фаски кольца 3.4.4.1 номинальный размер фаски : Размер фаски кольца, используемый как базовый. 3.4.4.2 единичный размер фаски (радиальный) : Расстояние между вершиной воображаемого угла и точкой на линии пересечения поверхности фаски с торцом кольца в единичной осевой плоскости. 3.4.4.3 единичный размер фаски (осевой): Расстояние между вершиной воображаемого угла и точкой на линии пересечения поверхности фаски с поверхностью отверстия или наружной поверхностью кольца в единичной осевой плоскости. 3.4.4.4 наименьший единичный размер (минимальный предел) фаски : Наименьший допустимый радиальный и осевой единичные размеры фаски кольца и, кроме этого, радиус воображаемой кольцевой дуги в осевой плоскости, касательной к торцу и поверхности отверстия или наружной поверхности, за которую не должен выступать материал кольца. 3.4.4.5 наибольший единичный размер (максимальный предел) фаски : Наибольший допустимый радиальный и осевой единичные размеры фаски кольца. 3.5 Геометрическая точность 3.5.1 Форма 3.5.1.1 отклонение от круглости (в основном круговой линии на поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении от точек реального профиля до прилегающей окружности. 3.5.1.2 отклонение от цилиндричности (в основном цилиндрической поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении в любой радиальной плоскости от любой точки реальной поверхности до прилегающего вписанного (внутренняя поверхность) или описанного (наружная поверхность) цилиндра. 3.5.1.3 отклонение от сферической формы (в основном сферической поверхности): Наибольшее расстояние в радиальном направлении любой точки экваториальной плоскости от точек реальной поверхности до прилегающей вписанной (внутренняя поверхность) или описанной (наружная поверхность) сферы. 3.5.2 Непараллельность дорожки качения 3.5.2.1 непараллельность дорожки качения внутреннего кольца относительно торца (радиального и радиально-упорного шариковых желобных подшипников) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения внутреннего кольца до плоскости, касательной к базовому торцу. 3.5.2.2 непараллельность дорожки качения наружного кольца относительно торца (радиального и радиально-упорного шариковых желобных подшипников) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения наружного кольца до плоскости, касательной к базовому торцу. 3.5.3 Неперпендикулярность поверхности 3.5.3.1 неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости, перпендикулярной к оси внутреннего кольца, на расстоянии от оси в радиальном направлении, равном половине среднего диаметра торца. 3.5.3.2 неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца (в основном цилиндрическая поверхность) : Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности на расстоянии от торцевых поверхностей этого кольца, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски. 3.5.3.3 неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта (в основном цилиндрическая поверхность) : Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности подшипника на расстоянии от торцевой поверхности, противоположной упорному борту, и от опорного торца упорного борта, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски. 3.5.4 Разностенность 3.5.4.1 разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия (радиального и радиально-упорного подшипника) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от поверхности отверстия до середины дорожки качения снаружи внутреннего кольца. 3.5.4.2 разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности (радиального и радиально-упорного подшипника) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от наружной поверхности до середины дорожки качения изнутри наружного кольца. 3.5.4.3 разностенность дорожки качения тугого кольца относительно широкого торца (упорный и упорно-радиальный подшипник, плоский широкий торец) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца до середины дорожки качения на противоположной стороне тугого кольца. 3.5.4.4 разностенность дорожки качения свободного кольца относительно широкого торца (упорный и упорно-радиальный подшипник, плоский широкий торец) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца до середины дорожки качения на противоположной стороне свободного кольца. 3.6 Точность вращения 3.6.1 Радиальное биение 3.6.1.1 радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной поверхности наружного кольца до поверхности отверстия в различных относительных угловых положениях внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника - и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. 3.6.1.2 радиальное биение наружного кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной поверхности наружного кольца в различных относительных угловых положениях этого кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника - и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. 3.6.1.3 асинхронное радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от любой зафиксированной точки на поверхности наружного диаметра наружного кольца относительно зафиксированной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца, измеренная при многократном вращении внутреннего кольца в обоих направлениях, причем тела качения находятся в контакте с дорожками качения как внутреннего, так и наружного колец, а в коническом роликовом подшипнике - с бортиком широкого торца внутреннего кольца. 1 Асинхронное радиальное биение является неповторяющимся. 2 Необходимо выполнять несколько измерений, причем всякий раз необходимо брать разные неподвижные точки на наружном и внутреннем кольцах. 3.6.2 Осевое биение 3.6.2.1 осевое биение внутреннего кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками. 3.6.2.2 осевое биение внутреннего кольца собранного конического роликового подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами. 3.6.2.3 осевое биение наружного кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками. 3.6.2.4 осевое биение наружного кольца собранного конического роликового подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами. 3.6.2.5 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между опорным торцом упорного борта торца наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками. 3.6.2.6 осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного конического роликового подшипника : Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между опорным торцом упорного борта торца наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами. 3.7 Внутренний зазор 3.7.1 Радиальный зазор 3.7.1.1 радиальный внутренний зазор (подшипник без преднатяга, предназначенный для восприятия чисто радиальной нагрузки) : Среднеарифметическое расстояние в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях и без приложения внешней нагрузки. 1 При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца. 2 Среднее расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец. 3.7.1.2 теоретический радиальный внутренний зазор радиального подшипника: Разность между диаметрами контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный диаметр тела качения. 3.7.2 Осевой зазор 3.7.2.1 осевой внутренний зазор (подшипник без преднатяга, предназначенный для восприятия чисто осевой двусторонней нагрузки) : Среднеарифметическое расстояние в осевом направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного осевого крайнего положения в противоположное крайнее положение без приложения внешней нагрузки. 1 При каждом предельном осевом положении колец относительно друг друга их относительное радиальное положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее осевое положение относительно другого кольца. 2 Среднее расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец. 4 Условные обозначения
4.1 Условные обозначения основных размеров радиальных и радиально-упорных подшипников (рисунок 1)
4.2 Условные обозначения размерных параметров радиальных и радиально-упорных подшипников
4.3 Дополнительные условные обозначения основных размеров роликовых конических подшипников (рисунок 2)
4.4 Дополнительные условные обозначения размерных параметров роликовых конических подшипников
4.5 Условные обозначения основных размеров упорных и упорно-радиальных подшипников (рисунок 3)
4.6 Условные обозначения размерных параметров упорных и упорно-радиальных подшипников
5 Размеры
6 Радиальные и радиально-упорные подшипники. Допуски6.1 Классы точности подшипников
6.2 Радиальные и радиально-упорные подшипники, кроме роликовых конических подшипников
6.2.1 Нормальный класс точности
Допуски в микрометрах
|
|