Продукция |
Подшипники | Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки
Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки
ГОСТ 3325-85 Группа Г16 ОКП 46 0000 Дата введения 1987-01-01 Постановлением Госстандарта СССР N 2314 от 29.12.91 снято ограничение срока действия ВЗАМЕН ГОСТ 3325-55 ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1994 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 1988 г. (ИУС 12-88) Настоящий стандарт распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий: а) валы сплошные или полые толстостенные; б) корпуса толстостенные (см. обязательное приложение 1); в) материал валов и корпусов - сталь или чугун; г) нагрев подшипников при работе до 100 °С включительно. Стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по шероховатости и отклонениям формы и положения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец, требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения. Требования настоящего стандарта не распространяются на тонкостенные корпуса, а также на тонкостенные стальные стаканы, монтируемые в отверстия корпусов, изготовленных из цветных металлов и сплавов с коэффициентами линейного расширения, отличающимися от коэффициента линейного расширения стали. Стандарт не распространяется на посадочные поверхности под подшипники, не имеющие внутреннего или наружного кольца, а также на посадочные поверхности под подшипники со сферической наружной поверхностью. Требования к посадочным местам под подшипники, не установленные данным стандартом, должны быть указаны в отраслевой нормативно-технической документации. 1. ПОЛЯ ДОПУСКОВ И ПОСАДКИ 1.1. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (черт.1 и 2): для среднего диаметра отверстия подшипников - , , , , , , где - общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия подшипника. , , , , - обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников; , , , , - классы точности подшипников по ГОСТ 520-71; - обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника; , , , , , - обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников, где - общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра подшипника; , , , , - поля допусков по классам точности; - обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника. Черт.1. Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности  Черт.1 Черт.2. Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников  Черт.2 1.2. Поля допусков для диаметров посадочных поверхностей валов и корпусов должны соответствовать приведенным в табл.1 и на черт.3. Таблица 1 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов | Поля допусков для основных отклонений | Квали- теты |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | | для вала | для отверстия корпуса | | | | |  |  | | | | | | | | | | | | | | | | | | |  |  |  | |  |  |  | | | |  |  |  | |  |  | | | 5 | | |  |  |  |  |  |  |  |  | | |  |  |  | |  |  |  | | 6 | |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | |  |  |  |  |  |  |  |  | | |  | |  | | | | | | |  | |  |  |  |  |  |  |  |  | |  |  | |  | | | | | | | |  | |  | | | | | | | |  |  | |  | | | | | | | |  | |  | | | | | | | 10 | | | |  | | | | | | | | | | | | | | | | | Примечания: 1. В скобках приведены поля допусков ограниченного применения. 2. Под посадку шариковых и роликовых подшипников на закрепительных или стяжных втулках предельные отклонения валов устанавливают по , и . 3. При применении полей допусков , , необходима селективная сборка с целью исключения проворота наружного кольца подшипника. Черт.3. Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов  Черт.3 1.3. Для соединения подшипников с валами (осями) и корпусами устанавливают посадки, определяемые сочетаниями полей допусков на сопрягаемые детали, указанные на черт.3. 1.4. Выбор полей допусков и посадок подшипников качения на вал и в отверстие корпуса в зависимости от классов точности подшипников - в соответствии с табл.2. Таблица 2 Посадки подшипников качения на вал и в отверстие корпуса | Посадки для основных отклонений
| | вала | отверстия корпуса
| Классы точности подшип- ников по ГОСТ 520-89 |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | | 
|  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | |  |  |  |  |  |  |  |  | | 
|   | |  | | | | | | |  |  | |  | | | | | | | 0 и 6 | | 
|  |  |  |  |  |  |  |  |  | |  |  |  |  |  |  |  |  | | | 
| |  | | | | | | |  |  | |  | | | | | | | | | 
| | | | | | | | | | | |  | | | | | | | 5 и 4 | | |  |  |  |  |  |  | 
| | | |  |  |  |  |  |  |  |  | | | |  |  |  | 
|  |  |  | | | |  |  |  |  |  |  |  |  | 2 | | | |  | 
| | | | | | | |  |  |  | |  |  | | | | | |  |  |  | |  |  |  | | | |  |  |  | |  |  |  | | Примечания: 1. Если по условиям работы в узлах вместо примененных подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 или 6, то допускается обработку вала и корпуса производить соответственно по 6-му и 7-му квалитетам. 2. В круглых скобках приведены посадки ограниченного применения. 3. В квадратных скобках приведены посадки для основных типов соединений. 4. Для подшипников классов точности 5, 4 и 2 допускается производить обработку вала и отверстия корпуса соответственно по 6-му и 5-му квалитетам при условии обеспечения посадки колец и технических требований к посадочным местам, установленным настоящим стандартом, для соответствующих классов точности подшипников. 1.5. Сопоставление полей допусков по системе ОСТ, ГОСТ 25346-82, ГОСТ 25347-82 и соответствующих посадок для подшипников качения дано в справочном приложении 2. 1.6. Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах и в отраслевой нормативно-технической документации. Примеры обозначений - посадок подшипников качения: Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска ГОСТ 25347-82; Посадка - (или , или ). То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска : Посадка - (или , или ). Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на черт.4 и 5. Черт.4 - 5. Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус  |  | Черт.4 | Черт.5 | Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали, как показано на черт.6 и 7. Черт.6 - 7. Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали
|