Зам. министра В.П.Коломников
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 мая 1982 г. N 1892
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области допусков на подшипники качения, их детали и отдельные элементы.
Термины и определения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Допускается применение терминов, не установленных стандартом, отражающих специальные конструктивные особенности подшипников, их деталей и элементов, но не противоречащих терминам и определениям настоящего стандарта.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1472-78.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
| Термин | Определение
|
1. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
1.1. | Допуск
| Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями
|
1.2. | Приемочный допуск*
| Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников
|
1.3. | Производственный* допуск
| Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей |
_______________ * См. приложение
|
1.4. | Отклонение
| Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером
|
1.5. | Предельное отклонение
| Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения
|
1.6. | Номинальный размер
| Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений
|
1.7. | Прилегающая окружность
| Окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения, или окружность максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности
|
1.8. | Прилегающий цилиндр
| По ГОСТ 24642-81 |
1.9. | Реальная поверхность
| Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды |
1.10. | Реальный профиль
| Профиль реальной поверхности
|
1.11. | Базовый торец
| Торец подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения или определяют отклонение расположения
|
1.12. | Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника
| Ось цилиндра, прилегающего к отверстию внутреннего (тугого) кольца подшипника
|
1.13. | Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника
| Ось цилиндра, прилегающего к наружной поверхности наружного (свободного) кольца подшипника
|
1.14. | Ось подшипника
| Ось внутреннего (тугого) кольца подшипника или цилиндра, вписанного в комплект тел качения.
|
| | Примечание. Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения
|
1.15. | Осевая плоскость
| Плоскость, в которой лежит ось подшипника или кольца
|
1.16. | Осевое направление
| Направление, параллельное оси подшипника или кольца
|
1.17. | Радиальная плоскость
| Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника качения или кольца
|
1.18. | Радиальное направление
| Направление, пересекающее ось подшипника качения или кольца в радиальной плоскости
|
1.19. | Центральные плоскости
| Плоскости, проходящие через центр сферической поверхности
|
1.20. | Среднее сечение
| Сечение радиальной плоскостью, расположенное на половине ширины кольца подшипника или длины ролика
|
1.21. | Нормируемый участок
| Участок поверхности или линии, к которому относится допуск или отклонение формы или расположения элемента
|
1.22. | Крайнее сечение кольца или ролика
| Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца или ролика на расстоянии, равном удвоенной координате фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины
|
1.23. | Единичное сечение
| Сечение радиальной плоскостью, расположенное в любом месте нормируемого участка
|
1.24. | Середина дорожки качения
| Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая на половине расстояния между кромками дорожки качения
|
1.25. | Диаметр конического отверстия
| Диаметр окружности сечения конуса радиальной плоскостью, касательной к широкому торцу внутреннего кольца подшипника
|
1.26. | Единичный диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности)
| Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения отверстия (наружной цилиндрической поверхности)
|
1.27.
| Средний диаметр цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в двух крайних сечениях
|
| |
|
| |
|
1.28.
| Средний диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в единичном сечении
| Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в одном и том же единичном сечении
|
1.29.
| Единичная ширина кольца
| Расстояние между двумя точками торцев кольца, лежащими на одной прямой, параллельной оси кольца
|
1.30.
| Средняя ширина кольца | Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин кольца
|
| |
|
| |
|
1.31.
| Единичная монтажная высота радиально-упорного (высота упорного) подшипника
| |
1.32.
| Единичный диаметр тела качения
| Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения тела качения.
|
| | Примечание. У шарика единичный диаметр измеряют в сечении центральной плоскостью.
|
1.33.
| Средний диаметр тела качения | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров тела качения |
| |
|
1.34.
| Средний диаметр тела качения в единичном сечении
| Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении тела качения
|
1.35.
| Единичная длина ролика
| Расстояние между двумя точками торцев в пределах нормируемого участка, лежащими на одной прямой, параллельной оси ролика
|
1.36.
| Средняя длина ролика | Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных длин ролика
|
| | |
2. ОТКЛОНЕНИЯ РАЗМЕРОВ 
  |
2.1. Отклонения размеров отверстия внутреннего кольца |
2.1.1.
| Отклонение единичного диаметра отверстия | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия
|
| |
|
2.1.2.
| Отклонение среднего диаметра цилиндрического отверстия
| Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами цилиндрического отверстия |
2.1.3.
| Отклонение среднего диаметра отверстия в единичном сечении
| Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия |
2.1.4.
| Отклонение угла конуса конического отверстия | Разность между отклонениями средних диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях
|
2.2. Отклонения размеров наружной цилиндрической поверхности наружного кольца |
2.2.1.
| Отклонение единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности
| Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности |
2.2.2.
| Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности
| Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности |
2.2.3.
| Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении | Алгебраическая разность между средним диаметром наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении и номинальным диаметром наружной цилиндрической поверхности |
2.3. Отклонения размеров ширины (высоты) колец и подшипников качения
|
2.3.1.
| Отклонение единичной ширины кольца
| Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца |
2.3.2.
| Отклонение монтажной высоты радиально-упорного (высоты упорного) подшипника | Алгебраическая разность между измеренной и номинальной высотами подшипника |
2.4. Отклонения размеров тел качения
|
2.4.1.
| Отклонение единичного диаметра тела качения
| Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами тела качения
|
2.4.2.
| Отклонение среднего диаметра тела качения
| Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами тела качения |
2.4.3.
| Разноразмерность тел качения по диаметру
| Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами тел качения в партии |
2.4.4.
| Предельная разноразмерность тел качения по диаметру (длине)
| Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами (длинами) тел качений в партии
|
2.4.5.
| Отклонение единичной длины ролика
| Алгебраическая разность между единичной и номинальной длинами ролика |
2.4.6.
| Разноразмерность роликов по длине | Разность между наибольшей и наименьшей средними длинами роликов в партии
|
3. ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА 
|
3.1.
| Непостоянство среднего диаметра цилиндрического отверстия | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений цилиндрического отверстия кольца . |
| | Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра цилиндрического отверстия является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в крайних сечениях
|
3.2.
| Непостоянство единичного диаметра отверстия в единичном сечении
| Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичном сечении
|
3.3.
| Непостоянство среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений наружной цилиндрической поверхности кольца .
|
| | Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами наружной цилиндрической поверхности в крайних сечениях
|
3.4.
| Непостоянство единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении
|
|
| |
3.5.
| Отклонение от круглости
| Наибольшее расстояние от точек реального профиля до прилегающей окружности
|
3.6.
| Непостоянство единичной ширины кольца | Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами кольца |
| |
|
| |
|
3.7.
| Непостоянство единичного диаметра тела качения | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами одного и того же тела качения |
| | |
3.8.
| Непостоянство среднего диаметра ролика | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений ролика |
| |
|
| | Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра ролика является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами ролика в крайних сечениях
|
3.9.
| Бочкообразность ролика
| Отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения
|
3.10.
| Выпуклость торца ролика
| Отклонение от прямолинейности, при котором удаление точек реального профиля от прилегающей прямой уменьшается от краев к середине
|
3.11.
| Отклонение от формы сферической
| Наибольшее расстояние в радиальном направлении между точками реальной поверхности и сферы, расположенной вне материала и описанной или вписанной в эту поверхность
|
| | 1 - описанная сфера; 2 - реальная поверхность
|
3.12.
| Непостоянство единичного диаметра ролика в единичном сечении | Разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении
|
4. СУММАРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ |
4.1.
| Разностенность по дорожке качения внутреннего кольца
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения внутреннего кольца до внутренней поверхности
|
4.2.
| Разностенность по дорожке качения наружного кольца | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения наружного кольца до наружной поверхности
|
4.3.
| Осевое биение дорожки качения внутреннего (наружного) кольца подшипника (непараллельность дорожки качения внутреннего (наружного) кольца радиального шарикового подшипника базовому торцу) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца
|
|
| |
4.4.
| Торцевое биение базового торца
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии в радиальном направлении от оси кольца, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца
|
4.5.
| Неперпендикулярность оси наружной цилиндрической поверхности кольца относительно базового торца
| |
4.6.
| Осевое биение (непараллельность) дорожки качения свободного (тугого) кольца упорного подшипника относительно базового торца
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу свободного (тугого) кольца
|
4.7.
| Торцевое биение ролика | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями от точек реального профиля торцевой поверхности до плоскости, перпендикулярной к базовой оси
|
| | Примечание. Торцевое биение определяют в сечении торцевой плоскости цилиндром заданного диаметра, соосным с базовой осью, а если диаметр не задан, то в сечении любого (в том числе и наибольшего) диаметра торцевой поверхности |
5. ТОЧНОСТЬ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕЦ СОБРАННЫХ ПОДШИПНИКОВ |
5.1.
| Радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного подшипника) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до отверстия при вращении внутреннего кольца.
|
| | Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.2. | Радиальное биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на оси отверстия подшипника до наружной цилиндрической поверхности при вращении наружного кольца.
|
| | Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.3. | Осевое биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
|
| | Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.4. | Осевое биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении oт базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.
|
| | Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу |
6. ЗАЗОРЫ
|
6.1. | Теоретический радиальный зазор
| Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный средний диаметр тела качения
|
| | Примечание. У эталонного подшипника ошибки формы не принимаются во внимание и можно считать, что его зазор равен теоретическому зазору
|
6.2.
| Радиальный зазор ненагруженного подшипника | Среднее арифметическое значение расстояний по радиусу, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение, при различных угловых направлениях и с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию. Это значение включает смещение колец в различных угловых положениях относительно колец.
|
| | Примечание. При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должно быть таким, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца
|
| | |
6.3.
| Осевой зазор ненагруженного подшипника
| Среднее арифметическое значение смещений вдоль оси подшипника одного из колец относительно другого при различных угловых положениях колец и тел качения с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию
|
| | |
1. Приемочный допуск указывают в стандартах на подшипники, в технических условиях, на чертежах.
2. Производственный допуск указывают в нормативно-технической документации. Приемочные границы производственного допуска смещают внутрь относительно предельных размеров.
Биение базового торца торцевое
| 4.4 |
Биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника осевое
| 5.3 |
Биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника радиальное
| 5.1 |
Биение дорожки качения внутреннего (наружного) кольца подшипника осевое (непараллельность дорожки качения внутреннего (наружного) кольца радиального шарикового подшипника базовому торцу)
| 4.3 |
Биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника осевое
| 5.4 |
Биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника радиальное
| 5.2 |
Биение (непараллельность) дорожки качения свободного (тугого) кольца упорного подшипника относительно базового торца осевое
| 4.6 |
Биение ролика торцевое
| 4.7 |
Бочкообразность ролика
| 3.9 |
Выпуклость торца ролика
| 3.10 |
Высота монтажная радиально-упорного (высота упорного) подшипника единичная
| 1.31 |
Диаметр конического отверстия
| 1.25 |
Диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в единичном сечении средний
| 1.28 |
Диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) единичный
| 1.26 |
Диаметр тела качения в единичном сечении средний
| 1.34 |
Диаметр тела качения единичный
| 1.32 |
Диаметр тела качения средний
| 1.33 |
Диаметр цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) средний
| 1.27 |
Длина ролика единичная
| 1.35 |
Длина ролика средняя
| 1.36 |
Допуск
| 1.1 |
Допуск приемочный
| 1.2 |
Допуск производственный
| 1.3 |
Зазор ненагруженного подшипника осевой
| 6.3 |
Зазор ненагруженного подшипника радиальный
| 6.2 |
Зазор радиальный теоретический
| 6.1 |
Направление осевое
| 1.16 |
Направление радиальное
| 1.18 |
Неперпендикулярность оси наружной цилиндрической поверхности кольца относительно базового торца
| 4.5 |
Непостоянство единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении
| 3.4 |
Непостоянство единичного диаметра отверстия в единичном сечении
| 3.2 |
Непостоянство единичного диаметра ролика в единичном сечении
| 3.12 |
Непостоянство единичного диаметра тела качения
| 3.7 |
Непостоянство единичной ширины кольца
| 3.6 |
Непостоянство среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности
| 3.3 |
Непостоянство среднего диаметра ролика
| 3.8 |
Непостоянство среднего диаметра цилиндрического отверстия
| 3.1 |
Окружность прилегающая
| 1.7 |
Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника
| 1.12 |
Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника
| 1.13 |
Ось подшипника
| 1.14 |
Отклонение | 1.4
|
Отклонение единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности
| 2.2.1 |
Отклонение единичного диаметра отверстия
| 2.1.1 |
Отклонение единичного диаметра тела качения
| 2.4.1 |
Отклонение единичной длины ролика
| 2.4.5 |
Отклонение единичной ширины кольца
| 2.3.1 |
Отклонение монтажной высоты радиально-упорного (высоты упорного) подшипника
| 2.3.2 |
Отклонение от круглости
| 3.5 |
Отклонение от сферической формы
| 3.11 |
Отклонение предельное
| 1.5 |
Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности
| 2.2.2 |
Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении
| 2.2.3 |
Отклонение среднего диаметра тела качения
| 2.4.2 |
Отклонение среднего диаметра цилиндрического отверстия
| 2.1.2 |
Отклонение среднего диаметра отверстия в единичном сечении
| 2.1.3 |
Отклонение угла конуса конического отверстия
| 2.1.4 |
Плоскости центральные
| 1.19 |
Плоскость осевая
| 1.15 |
Плоскость радиальная
| 1.17 |
Поверхность реальная
| 1.9 |
Профиль реальный
| 1.10 |
Размер номинальный
| 1.6 |
Разноразмерность роликов по длине
| 2.4.6 |
Разноразмерность тел качения по диаметру
| 2.4.3 |
Разноразмерность тел качения по диаметру (длине) предельная
| 2.4.4 |
Разностенность по дорожке качения внутреннего кольца
| 4.1 |
Разностенность по дорожке качения наружного кольца
| 4.2 |
Середина дорожки качения
| 1.24 |
Сечение единичное
| 1.23 |
Сечение кольца или ролика крайнее
| 1.22 |
Сечение среднее
| 1.20 |
Торец базовый
| 1.11 |
Участок нормируемый
| 1.21 |
Цилиндр прилегающий
| 1.8 |
Ширина кольца единичная
| 1.29 |
Ширина кольца средняя
| 1.30 |